Я думаю, что всем нам будет полезно узнать, что о пьянстве говорит Священное Писание и церковная традиция.
С вином человечество знакомо, оказывается, уже очень давно. В государственном музее Грузии хранится оригинальная глиняная посуда Квеври. Ей 8 000 лет, она украшена орнаментом и предназначалась для хранения вина. Ботаники, и вправду, считают территорию нынешней Грузии и Армении родиной винограда. У древних народов Востока вино органично входило в их культуру и пользовалось большим уважением как целебный напиток. Принцип здесь был такой: «Надо знать меру. Не вино виновато, а тот, кто им злоупотребляет». В древности любили говорить: « Не презирай вина, но презирай пьянство» (1).
Священное Писание, в общем, придерживается этого же правила. В нем много говорится о вреде пристрастия к вину. Вот несколько характерных примеров.
Впервые о вине рассказывается в истории библейского праведника Ноя: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9. 20-21) .
Ной опьянел, потому что не знал его хмельного свойства, и сколько его можно пить (2). Святой Иоанн Златоуст (+407) обращает здесь внимание на один интересный момент. Ошибки даже праведников являются для нас предостережением против самоуверенности. «Для того, - говорит он, - и описаны не только добродетели святых, но и прегрешения, чтобы мы последних избегали, а первым подражали… Не так, ведь, преступно грешить, как закосневать в грехе» (3).
А вот в книге, которая называется Притчи царя Соломона, мы уже встречаемся с пьянством, как безобразным пороком:
«У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые сидят за вином… Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное (Притч. 23, 29-34).
Очень красочно описывает действие вина и другой ветхозаветный сборник афоризмов «Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова»: «Не храбрись против вина, ибо многих погубило вино…Горесть для души, когда пьют его много, при раздражении и ссоре…вино увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны» (Сир. 31. 29,34-35).
А талантливый проповедник конца 17-начала 18 века святитель Димитрий Ростовский (+1709) образно представляет пьянство в виде виноградной лозы, с которой можно снять только десять горьких гроздьев. Тут – все учение Церкви о пьянстве.
Первая гроздь – помрачение ума, потемнение рассудка и потеря сознания. Винные пары поднимаются в голову, действуют на мозг и возмущают ум. Поэтому многие и не помнят, что они делают. Над ними исполняется сказанное в Писании: «Били меня, и мне не было больно, толкали меня, и я не чувствовал» (Притч. 23, 35).
Вторая гроздь – бесстыдство. Пьяный никого не стыдится. Его уста бывают похожи на скотское стойло, полное смрадной нечистоты, а язык – лопате, которой эту нечистоту выбрасывают. Все по Евангелию: «От избытка сердца говорят уста».
Третья гроздь – несоблюдение тайны. Как обычно пьяному извергать пищу из желудка, так же обычно и открывать тайны.
Четвертая гроздь – возбуждение плотской похоти, почему апостол Павел и говорит: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5, 18).
Пятая гроздь – ярость, вражда, ссоры и драки вплоть до убийства.
Шестая вредная гроздь – повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, боли в желудке, стоны, преждевременная старость, уменьшение лет жизни и, наконец, несчастная смерть.
Седьмая гроздь – потеря имущества. Все по слову Священного Писания: «Работник, склонный к пьянству, не обогатится» (Сир. 19). Случаи, когда люди из-за пьянства теряли всё и впадали в крайнюю нищету, известны всем.
Восьмая горькая гроздь – утрата спасения. В пьянстве можно расточить не только материальное богатство, но и духовные сокровища, потому что пьяный способен на любой грех.
И прав апостол Павел, когда говорит: «Пьяницы Царства Божия не наследуют» (1. Кор. 6, 10).
Девятая желчная гроздь – гнев Божий. Нарушая нормы жизни, пьяница бросает вызов Божией любви и выбирает жизнь без Бога, Который и оставляет его. Для пророка Исаии продать свою вечную участь за страсть к вину – просто безумие: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином, ибо вино сожжет их» (Ис. 5, 11).
Отсюда и десятая самая горькая гроздь пьянства – окончательная погибель души. Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о своих грехах, потому что их ум трезв. А умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя и не осознает, что наступает его смерть, которой он вовсе и не ожидал.
И святой Димитрий заканчивает так: «Вот каковы гроздья этого пагубного винограда – пьянства. И хотя в начале на вкус они кажутся сладкими, но потом превращаются в горечь желчи и яд» (4).
Сказано так сильно, что, как говорится, не добавишь, и не убавишь. Остается только прислушаться, да поразмышлять.
- Цветник духовный. Часть вторая. М., 1909. С. 139.
- Толковая Библия. Часть 1. Репринт. Стокгольм, 1987. С. 63.
Приведем еще несколько свидетельств из Священного Писания о пьянстве:
Пьянство запрещено:
Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21. 34).
Как днем будем вести себя, не предаваясь пьянству (Рим. 13, 13).
Говори то, что сообразно со здравым учением: чтобы старицы не предавались пьянству (Тит. 2, 1, 3);
Пьянство приводит:
к бедности: кто любит веселие – обеднеет; а кто любит вино – не разбогатеет (Притч. 21, 17);
пьяница обеднеет (23, 21).
К распутству: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18).
К неправде: не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых (Притч. 31, 4-5).
К презрению дел Божиих: гусли и свирель и вино на пиршествах сынов Иуды, а на дела Господа не взирают и о деяниях рук Его е помышляют (Ис. 5, 12).
К лишению неба: не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия е наследуют (1 Кор. 6, 10); дела плоти известны, они суть: ссоры, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное: предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют (Еф. 5, 19-21);
избегайте общества пьяниц: не будь между упивающимися вином (Притч. 23, 20). – Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называя себя братом, остается пьяницей; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5, 11).
Если раб тот начнет пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 23, 48-51)» (Дьяченко Григорий, протоиерей. Духовные посевы. Часть третья. Глава 25. М.: Репринт, 1901. С. 376- 377).
- Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Книга первая. Беседы на книгу Бытия. Беседа 24. СПб, 1898. С. 295, 305.
- Цит. по: Дьяченко Григорий, протоиерей Уроки и примеры христианской любви. М., 1894. С. 278-279.
Посмотрите, с какой болью говорит о пьянстве святитель Василий Великий (+379) и как образно он описывает состояние пьяного человека:
«Вино стало у нас причиною погибели душ, вино, по дару Божию, данное целомудренным к облегчению в немощи, но сделавшееся ныне для похотливых оружием невоздержания. Пьянство – этот добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу, пьянство – матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок…
Чем отличен от бессловесных ты, человек? Не даром ли разума, который получив от своего Творца, стал ты начальником и господином всей твари? Поэтому лишивший себя смысла опьянением «приложился к скотам несмысленным и уподобился им» (Пс. 48, 13).
А я сказал бы лучше, что упившийся несмысленнее скотов: потому что все четвероногие и звери в определенные сроки имеют стремление к совокуплению; но у кого душа связана пьянством и тело наполнено неестественным жаром, те во всякое время, во всякий час стремятся к нечистым и срамным объятиям…Какая скотина так недостаточно видит и…слышит, как упившийся ? самых близких не узнают, а к чужим нередко бегут, как к знакомым. Часто прыгают через тень, как через ручей или ров. А слух у них наполнен звуками и шумом как бы бушующего моря. Им представляется, что земля поднимается вверх и горы идут кругом. Они иногда смеются неумолчно, а иногда беспокоятся и плачут безутешно; то дерзки и неустрашимы, то боязливы и робки. У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна, потому что жизнь их есть сновидение. У кого нет одежды, кому нечего есть в завтрашний день, в опьянении царствуют, предводительствуют войсками, строят города, делят деньги. Такими мечтаниями, таким обольщением наполняет сердца их кипящее в их вино.
Другие бывают приведены в противоположные этому страсти: впадают в отчаяние, делаются унылы, беспокойны, слезливы, боятся всякого шума, от всего приходят в ужас…
Но кто скажет это людям, преданным пьянству? Голова у них тяжела от опьянения, они дремлют, зевают, видят как в тумане, чувствуют тошноту. Потому не слушают учителей, которые во многих местах взывают им: «Не упивайтесь вином, ибо в нем блуд) (Еф. 5, 18), а не слушая их, поэтому собирают плоды пьянства» (Святитель Василий Великий. Творения. Т. 2. На упивающихся. Беседа 14. СПб.: Репринт, 1911. С. 204-207).
К этой теме он возвращается не раз. Например, в «Толковании на пророка Исаию:
«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином (Ис. 5, 11)…У евреев в обычае – называть сикером всякий напиток, которым можно произвести опьянение. Посему Пророк оплакивает тех, которые тотчас с наступлением дня по слову притчи « приходят отыскивать вина приправленного» (Притч. 23, 30) . Заглядывая в места винопродажи и в корчмы, принимая друг друга на вечеринки и на заботы о подобных вещах истощая всё душевное попечение. Они не уделяют себе ни малого времени на размышления о чудесах Божиих, не дают себе досуга смотреть на небо и на красоты его, чтобы по украшению всего этого заключит о «Виновнике бытия» (Прем. 13, 5)… Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет как масло огонь…» (Святитель Василий Великий. Творения. Т. 1. Толкование на пророка Исаию. Глава 5. СПб.: Репринт, 1911. С. 326-328).
|