Многие молодые верующие люди , особенно , если они недавно обратились к Богу , задаются вопросом : “ Можно ли заниматься физкультурой и спортом ?” Хотя вопрос никак нельзя отнести к ряду серьезных богословских проблем , все же и здесь возникают определенные недоумения и сложности. Отнюдь не претендуя на роль папы Римского и совсем не пытаясь написать кандидатскую диссертацию по нравственному богословию , нам просто хотелось бы сказать всего пару слов о физическом воспитании молодежи .
Прежде всего следует разделить 2 понятия : физкультура и спорт. Поговорим о них в отдельности. Физкультура , по нашему мнению , не имеет своей целью достижение высоких спортивных результатов и рекордов и не основывается на принципе некоего противоборства, что ясно видно в спорте.
Мы далеки от мысли , что любые физические упражнения – это грех . Аргументация тех людей , которые придерживаются подобного мнения примерно такова : физические упражнения развивают страсти , мешают молитвенной и покаянной жизни. Чем отжиматься от пола и тягать пудовые гири , лучше вскопать огород , порубить дрова или , вообще , побить земные поклоны и тогда , после всего этого всякая мысль о гирях и штангах покажется полнейшим вздором . Бесспорно , огород , дрова , а тем более земные поклоны – это очень хорошо ! Но не всегда же у нас есть возможность , где - нибудь в центре Москвы, скажем на Кутузовском проспекте рубить дрова или копать огород. А той повседневной физической нагрузки, которую мы имеем, часто бывает недостаточно для поддержания нормального здоровья . Что же касается поклонов , то мы тем более не можем относиться к ним, как к комплексу физических упражнений для всяческого укрепления плоти. И для нас дико , когда авторитетный священник по радио призывает к этому.
Совершенно очевидно , что физические упражнения с медицинской точки зрения крайне полезны для здоровья , и целый ряд заболеваний лечится или предупреждается , именно с помощью физкультуры . Главное помнить о том, что все , чем бы ни занимался человек , не должно становиться для него самоцелью и не должно им обладать . Всегда и во всем важно держаться золотой середины . Если мы чувствуем , что физические упражнения
нам необходимы для здоровья , то надо их делать . Конечно же не следует часами стоять со штангой перед зеркалом и любоваться своей мускулистой плотью . Благочестие не должно быть “мускулистым” , ибо мы занимаемся физкультурой совсем не для того , чтобы вкупе с культуристами “строить свое тело ” и не для того , чтобы все девушки озирались на нас и восхищались необъятной шириной наших плеч и поразительной крепостью наших бицепсов , когда мы величаво прогуливаемся по Красной площади.
— В здоровом теле — здоровый дух! — воскликнут любители православного бодибилдинга.
— Конечно, как мы можем с вами не согласиться, особенно Голиаф является примером такого здорового духа! — скажем мы.
— Но ведь можно же быть и Сампсоном!
— Конечно можно, если помнить о том, что не физическими упражнениями Сампсон стяжал Духа Божия.
Обожествление и всякое отрицание физкультуры — суть две крайности. Хотя некоторым людям, бесспорно, не полезно для духовной жизни заниматься физкультурой. Многое зависит от устроения его души. Мерилом во всяком деле, и в физических упражнениях в том числе, является покаянная молитвенная жизнь. Если после занятия физкультурой мы не чувствуем никакого духовного смущения, охлаждения в молитве и гордостных порывов, то она нам не повредит. Если же мы чувствуем, что физические упражнения мешают нам стяжать дух покаяния, а Православие — это как раз-таки религия покаяния, то с совета духовника, при умеренном и осторожном подходе, занятие физкультурой вполне допустимо. О спорте разговор особый.
Спорт весь пронизан соперничеством в достижении человеческой славы , что крайне “благотворно” влияет на смирение и незлобие души спортсмена . Вот поэтому невозможно быть одновременно верующим человеком и спортсменом. Но если вы можете, скажем, выступая за нашу сборную по хоккею где - нибудь в Канаде , помышлять о молитве и стяжании различных добродетелей, то честь вам и хвала . Чаще всего как раз этого и не бывает. Спорт, скажут некоторые , воспитывает волевые и другие полезные качества в человеке, он воспитал Юрия Власова и других великих людей . Спорт, скажут некоторые, воспитывает волевые и другие полезные качества в человеке. Он воспитал Юрия Власова и других великих людей. Конечно, спорт способен развить гигантов тела, но даровал ли он миру великих подвижников благочестия, которыми так полна Православная Церковь. И уж совсем необязательно выходить на ринг против Майка Тайсона, чтобы приобрести мужество или укрепить свои волевые качества. Сама жизнь создает такие ситуации, в которых каждый человек может проявить себя смелым или трусливым, цепе устремленным в достижении какой - то цели или безвольным. Именно благодаря этим жизненным обстоятельствам человек узнает себя таким, каким он является на самом деле. Для него открывается большой простор для работы над собой. И никто не будет вам рукоплескать или Брать автограф, когда вы одержите над собой маленькую победу, которую никто не увидит. Вы можете воспитать мужество, целеустремленность, силу воли и другие полезные качества и без спортивного вмешательства. Попробуйте - ка, например, хотя бы месяц регулярно по утрам делать утреннюю зарядку.
Если наша короткая заметка хоть как - то изменило ваше отношение к спорту и физкультуре или вы думаете также, как и мы, то примите еще один наш совет. Если вы увидите брата или сестру во Христе, занимающихся спортом, что для сестер маловероятно, то постарайтесь их не осуждать. Единственное, что вы можете сделать полезного им – это показать свое видение спорта и отношение к нему.
Источник: http://Александр Каталов |