Если мы христиане и хотя бы один раз прочли Новый Завет, то не могли не встретить таких слов апостола Павла: “Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники /.../ - Царства Божия не наследуют” (1Кор. 6, 9). Малакии - это, собственно, и есть рукоблудники, к которым относятся как мужчины, так и женщины. Таков приговор за этот грех. Из Ветхого Завета нам известно, что родоначальника этого греха - Онана (по имени которого называется и сам грех) -
Бог наказал смертью (Быт. 38, 9-10). Зло было перед очами Господа то, что он делал - говорит Библия, - и Он (Бог) умертвил его. “Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела”, - повторяет апостол Павел (1Кор. 6, 18). Т.е. человек, который совершает блудные грехи, расшатывает собственный организм.
“Уже с давних пор половым излишествам приписывали очень серьезное значение, в смысле влияния на нервную систему, - говорит психиатр, профессор П. Ковалевский. - Дурное влияние этого деяния тем сильнее, чем в более молодом возрасте началось злоупотребление и упорнее продолжалось упражнение. Это влияние злоупотребления отражается как на физической, так и на нравственной и умственной жизни человека. С физической стороны является слабость, разбитость, истощение. В характере - раздражительность, вспыльчивость, скрытность, наклонность к отчуждению и уединению, подозрительность и т.д. В умственном отношении - притупление памяти, ограничение сообразительности и вообще умственная отсталость”. Доктор С.Столл подтверждает вышесказанное: “Здоровье его (страдающего пороком рукоблудия) постепенно ослабевает. Глаза теряют свой блеск. Кожа делается бледной, мускулы вялыми, чувствуется неестественное томление; каждое малое усилие сопровождается усталостью и вызывает апатию, работа делается ненавистной и докучной; больной жалуется на боль в спине, на головную боль и головокружение; руки делаются холодными и липкими; аппетит изменчивым, появляются сердцебиения, он сидит нагнувшись, грудь его делается впалой, и все его тело, вместо того, чтобы развиться и окрепнуть, истощается и вянет, обнаруживая все более и более признаки преждевременной смерти”.
Такой и подобной литературы написано великое множество, но наука рассматривает онанизм с точки зрения медицинской патологии как один из физических недостатков, но ведь, чтобы избежать этого греха недостаточно поставить диагноз и назначить лечение, нужно увидеть духовную природу болезни, а для этого необходимо уничтожить, изгладить в человеке сам корень страсти. Такими способностями могут обладать только люди высокой духовной жизни - святые отцы. Так, преподобный Иоанн Лествичник говорит о противоестественных грехах, к числу которых относится и рукоблудие: “Бесы /.../ ни о чем другом столько не веселятся, как о злосмрадии блуда, и никакой страсти не любят так, как оскверняющую тело”. И понятно, почему: “Чистота нас усвояет Богу и, сколько возможно, делает Ему подобными”. Из этих слов Преподобного мы видим, что причиной этого греха является злоба бесовская, которая всеми своими силами старается отвратить нас от Бога и ввергнуть в пучину ада. Возникает вопрос, как же противостоять этим козням бесовским и может ли человек вообще справиться с духами злобы поднебесной, бурей блудных помыслов, всеваемых ими в наш ум постоянно, днем и ночью?
Да, может, но не своей только силой, а силой Божией. Известен такой случай из Жития преподобного Антония Великого: когда Преподобный молился Богу, чтобы Он показал ему все козни диавольские, какими диавол соблазняет людей, Господь явил ему землю, окруженную множеством сетей, так что ни один человек не мог пройти через них, не запутавшись. Тогда преподобный Антоний спросил у Господа: “Кто же может пройти эти сети?” И услышал ответ, что никто ни минует этих сетей, и лишь смирение превозносится над всеми ухищрениями бесовскими. Что же такое смирение? А смирение есть совершенное упование на Бога, возложение надежды только на Божию помощь, а не на свои немощные силы. Тот же преподобный Иоанн Лествичник подтверждает: “Предоставь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия”. Из наставлений святых отцов мы знаем, что блудная страсть легче и быстрее находит себе место в людях невнимательных к себе, невоздержанных в пище, питии, любящих негу и безмятежность, поэтому церковные правила так нам говорят о врачевании недугующих блудными пороками: “Назначить сухоядение (т.е. строгий пост) и до 100 поклонов на день в течение 40 дней”. Может показаться, что преподобный Иоанн Лествичник говорит о покаянии и взывании к Богу о помиловании, а церковные правила - об исправлении человека его же усилиями. Но это не так. Пост и поклоны - это всего лишь средства к смирению плоти и высвобождению души из подчинения ей (плоти). Главное же - это молитва, которая непременно должна стоять в основе всякого покаянного правила. Это могут быть и покаянные псалмы, и покаянные молитвы святых отцов, смысл которых сводится к взыванию о помилованию к Богу, возложению надежды исцеления только на Него. В этом-то, собственно, и заключается смысл покаяния. Когда мы подходим к таинству исповеди, мы должны исповедать Господу свой грех, показать язву свою (даже если она кажется нам постыдной) и испросить исцеления порока. И тогда Господь не замедлит явить нам помощь Свою. Примеров таких исцелений множество. Один из ярчайших примеров исцеления от блудной страсти - житие преподобной Марии Египетской. Из её жития мы знаем, что в юности своей она была блудницей, прошла все ступени этого мерзкого порока, дошла даже до того, что не считала своего нечестия грехом. Но когда Господь открыл ей всю глубину её падения, то она не отчаялась, а, напротив, припала в слезах покаяния к Богу - и получила от Него такую несокрушимую силу на бесов, что превзошла в борьбе с ними даже все человеческое естество, прожив в пустыне практически без пищи, крова, одежды всю оставшуюся жизнь.
Существует множество жизненных примеров победы над плотскими грехами и других святых: Моисея Угрина, Иоанна Многострадального. Из этих описаний мы узнаем, как святые подвизались за чистоту против блудных помыслов, какие неимоверные, сверхчеловеческие подвиги они совершали в борьбе с духами злобы поднебесной. Например, из жития Иоанна Многострадального, монаха Киево-Печерского монастыря мы узнаем, что он, борясь с блудной страстью, по пояс закопал себя в землю и, в таком состоянии, в молитве провел весь Великий пост.
Но, взирая на эти подвиги мы должны помнить, что сами эти подвиги становятся возможными только при одном условии: всецелом уповании на Божию помощь и милосердие, т.е. при глубочайшем смирении. В противном случае никакие подвиги не смогут спасти человека от падения.
Рассмотренные нами выше примеры являют собой, безусловно, путь совершеннейший, путь целомудрия и внутреннего очищения ради стяжания Духа Святого. Но не все и далеко не все могут отказаться от всего земного ради Царства Небесного. Господь наш Иисус Христос говорит: “Не все вмещают слово сие, на кому дано /.../ Кто может вместить, да вместит” (Мф. 19, 11). Так как же быть тем, кто не может вместить? На этот вопрос отвечает апостол Павел: “Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я (т.е. безбрачным); но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться” (1Кор. 7, 8-9); “Во избежание блуда, каждый имей свою жену, каждая жена имей своего мужа” (1Кор. 7, 2). Таковы наставления апостола Павла.
Нужно сказать, что и такой путь не лишен опасностей от блудных искушений. И на этом пути диавол устраивает сети и западни в виде соблазнов к прелюбодеянию и противоестественным грехам. И безбрачие и брак требуют от христианина внимания к себе, тщательного исследования своих помыслов, потому что, по учению Церкви, человек после грехопадения прародителей Адама и Евы удобопреклонен ко греху. Чтобы совершить грех человеку не нужно делать особых усилий, достаточно только согласиться с помыслами нечистоты - и моментально совершается грехопадение. Поэтому, есть только один путь избежать козней диавольских: осознать свою немощь, предстать пред Господом, возложить все упование на Него и верить, что невозможное человекам - возможно Богу (Мф. 19, 26).
|