Категории раздела

СТАТЬИ [17]

Облако тегов

Вход на сайт

Поиск

Взаимопомощь

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0




Святой апостол Фома  Понедельник, 23.12.2024, 13:51
Приветствую Вас Гость | RSS

«Братство в честь  Святого апостола Фомы»                                    

Речицкое благочиние  Гомельская и Жлобинская епархия              

 БПЦ     Храм Покрова Пресвятой Богородицы.                                    

                              //rechica-foma.ucoz.com

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ

Наркотики и современное сектанство

В этот раз мне хотелось бы коснуться темы, о которой много пишут – наркотики в современных сектах и религиозных  движениях. 

Для начала давайте разберемся, что такое секта. Обычно так называют закрытую религиозную группу, которая противопоставляет себя основным культурообразующим общинам страны или региона. У нас в Белоруссии такими общинами являются Православие, Католицизм, Иудаизм и Мусульманство (1).

Ну, а наркотики часто называют «сектообразующей средой» - настолько велико их значение в жизнедеятельности целого ряда сектантских направлений и культов.

Начнем с «Церкви сайентологии». Её основатель Лафайет Рональд Хаббард (1911-1986) пробовал себя как оккультист.  Этот неудавшийся физик, неудавшийся офицер военно-морского флота США и неудавшийся тайный агент наконец понял, если хочешь разбогатеть, надо создать собственную религию. Он пишет целый труд «Дианетику» от греческих слов диа – через и нус – ум, причем, по словам его сына Квентина в состоянии наркотического опьянения. Оттуда можно почерпнуть кое-какие представления о методах обучения у сайентологов. Оказывается, они  применяют систему тонкого гипноза. Его цель – вызвать у человека индуцированную, то есть наведенную эйфорию – состояние, похожее на наркотическое опьянение. У человека вырабатывается психическая зависимость, напоминающая наркоманию, и она помогает организации выжимать из своих адептов огромные средства. Полный курс саейнтологии стоит от 350. 000 долларов и выше (2).  

     Не обошли наркотики и «империю преподобного Муна». Сам «преподобный» Сан Мен Мун родился в семье шамана в 1925. А в шаманизме, как известно, широко используются наркотики. Наркотический опыт особенно чувствуется в книге Муна «Божественные принципы».

     В 1981 году муниты принимали участие в государственном перевороте в Боливии. К власти тогда пришли «кокаиновые генералы», которые, конечно же,  не забыли, поблагодарить и организацию преподобного Муна.

      Нынешний наследник империи «преподобного», его сын Хье Джин Мун, известен своим пристрастием к наркотикам и алкоголю.

Скандалами, связанными с наркотиками, солидно подмочена и репутация «Международного Общества сознания Кришны». Его основал в 1966 году бывший фармацевт, индус Абхай Чаран Де.  В пожилом возрасте он принял саньясу (монашество) и приехал в Америку с проповедью своего учения. Кстати, группа «Битлз» очень помогла ему с рекламой. Кришнаизм сделался популярным среди молодежи. Многие из них раньше были хиппи – наркоманами, и для них вполне логичным показалось вернуться  к занятиям наркобизнесом. Им казалось, что чем больше будет общин Кришны, тем меньше будет наркоманов.

Может быть, поэтому наркотики незримо присутствуют и в культе кришнаитов. Важную роль в их религиозных представлениях играет «прасад» - ритуальная пища. Её сначала приносят в качестве жертвы идолу Кришны, а затем раздают верующим. Известно, что в него могут добавлять «корицу Кришны», слабодействующий наркотик, который вызывает привыкание и повышает внушаемость. Да и сама религиозная практика и образ жизни кришнаитов очень напоминают наркоманию: потребность в состоянии эйфории, бегство от материального мира, когда даже собственные дети считаются не более чем «побочными продуктами тела».

Культовое употребление наркотиков характерно и для многих групп «Нью Эйдж» - Новая Эра». Это движение возникло в начале 70 –х годов 20-го века и представляет собой попытку свободного синтеза различных оккультных и эзотерических систем и учений, которые должны сменить традиционное христианство «высокой» эзотерической и оккультной мудростью.

Среди многочисленных сект  и учений, входящих в это движение, есть несколько направлений, которые открыто пользуются наркотиками. Назовем три.

 

  • Растафари. Эта секта признает своим вероучительным источником «оккультную Библию» - «Холи Пиби», а её культовая практика включает в себя курение ганджи, явайской марихуаны, «травы мудрости». Считается, что так легче достигнуть состояния медитации и ублажить Бога благовониями.
  • Карлос Кастанеда и его последователи. Кастанеда, будучи студентом антропологом, 13 лет изучал в Мексике у шаманов магическое искусство, как при помощи растительных наркотиков изменять сознание. Свои опыты он описал в нескольких книгах, которые стали бестселлерами и популяризовали эксперименты с наркотиками.
  • Трансперсональная психология. Это гибрид современной науки и оккультизма, вполне в духе «Нью Эйдж». Её сторонники манипулируют современнейшими теориями и открытиями физики, кибернетики, психологии, с одной стороны, и мистическими учениями индуизма, суффизма, буддизма и откровениями, получаемыми при приеме наркотиков, с другой (3).         

Я представил только наиболее известные факты. И то становится  как-то не по себе. А ведь это только малая часть айсберга. Поэтому в своих духовных поисках надо быть предельно осторожным и помнить призыв апостола Петра: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что ваш противник диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1 Петр. 5, 8).

 

  1. Дворкин А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород, 2002. С. 44.

Следует различать понятия ересь и секта:

 « В современном церковно- догматическом употреблении именем ересь обозначается такое христианское учение, проповедник которого вступает в сознательное и явное противоречие с ясно раскрытыми и строго сформулированными Церковью догматами христианства. …Термин ересь – классического происхождения: здесь слово airesis (aireo - , беру, захватываю, присвояю) в отвлеченном смысле, между прочим, означало захват истины, или точнее, - горделивое усвоение своему личному, субъективному мнению значения абсолютной, объективной истины и вытекающее отсюда стремление к самовозвышению и обособлению. Это основное понимание ереси проходит через всю историю христианской догматики, начиная еще с апостольских писаний: так, в книге Деяний апостольских именем ереси называется сущность фарисейства и саддукейства (5, 17; 15, 5; 26, 5), в посланиях апостола Павла – существовавшие в некоторых церквах разделения и партии (1 Кор. 11, 19; Гал. 5, 20)…В период святоотеческой литературы первых трех веков христианства «ересь получает еще большую определенность, служа обозначением всех тех отступлений от богопреданных основ христианства, которые возникали в силу личного произвола еретиков и вели к нарушению единства веры и любви в ограде христианской Церкви… На это чувство горделивого самопревозношения еретиков указывает знаменитый борец против них св. Ириней...: «Каждый из них, всецело заблудившись и развратив истину, однако же провозглашает, что его не должно смешивать с другими» (Adver. haeres. III, 2, 1).

В эпоху Вселенских соборов с 4-го по 8-й век содержание и значение понятия ересь сложилось окончательно: этим именем стало называться всякое различное учение, которое не согласовывалось с общецерковным взглядом, выраженным в догматических определениях вселенских соборов и заключенным в строго сформулированный и неизменный символ (никео-цареградский и соответствующие разъяснения к нему в канонах последующих соборов)…И когда всё существенное в христианстве ясно и строго сформулировано Церковью, всякое серьезное иномыслие является уже положительной ересью и осуждается, как таковое: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец» (Киприан)» (Православная Энциклопедия. Издание под редакцией А. П. Лопухина. Т. 5. Петроград, 1904. С. 489-493). 

 

«Слово секта, обозначающее организацию, имеет две возможные этимологии. Либо оно происходит от латинского secare – «отсекать» (часть от целого), либо от латинского же   sequi – «следовать» (за лидером, задающим самопроизвольное направление). Каждая из этих этимологий по-своему раскрывает смысл понятия сектантства, но, как мне кажется, если первая из них более подходит к сектам историческим (таким, скажем, как менониты, баптисты, молокане), то вторая – к сектам новоявленным, тоталитарным…

Согласно первой этимологии, некоторые плохо понимающие предмет религиоведы определяют секту как относительно небольшую религиозную группу, существующую независимо от основной конфессии (или основных конфессий) страны. Если руководствоваться таким определением, то, скажем, Православие во Франции вполне под него подпадает. С другой стороны, в словаре Ожегова приводится такое определение: «Религиозное объединение, отделившееся от какого-либо учения и ему противоречащее». Это определение для нас слишком расплывчатое. Согласно ему, ни  одну из разбираемых  в этой книге  групп мы не можем назвать сектой ( во всяком случае в России), потому что ни одна из них не отделялась от Православной Церкви. Точнее всего дать следующее определение: секта – это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине  (или основным общинам) страны или региона…Конечно, иной раз сложно провести границу между двумя типами сект – «историческим» и «тоталитарным». Секты могут изменяться  и, будучи весьма жесткими организациями при  своем основании, затем «остепеняться» и войти в общественную жизнь ( вспомним воинственное анабаптистское движение, которое легло в основание современного баптизма). Значительно изменились и мормоны, еще больше «Всемирная церковь Бога»... Некоторые секты, правда, по всей видимости, неспособны меняться. Например, тоталитарность «Свидетелей Иеговы» с течением времени, похоже, лишь усиливается» (Дворкин А. Указ. соч. 43-45). 

 

И те, и другие секты ведут активную вербовку новых членов. Её методика предусматривает несколько этапов, о которых неплохо было бы знать.

1.Привлечение. Первая встреча с сомнительной мировоззренческой группой происходит различным образом. Контакт может устанавливаться через появление миссионера  у дверей дома, в студенческом общежитии, на рабочем месте или же  посредством объявлений и рекламной компании. При этом организация, которая за ней стоит, не указывается. В качестве средства вербовки часто используется так называемый «психический ток», когда женщину вербует мужчина, а мужчину женщина. .

  1. Воздействие вниманием и любовью. Когда приглашенный приходит в помещение секты на доклад или медитацию, его, в зависимости от потенциальной значимости для группы, окружают радушием, симпатией и сочувствием. Его трудности, проблемы, кризисные состояния совместно обсуждаются. Их пытаются помочь преодолеть или ослабить. Неожиданно для себя человек начинает чувствовать  себя членом группы. Ему рассказывают об  образе жизни и деятельности секты и, тем самым, возбуждают его любопытство. Иногда эффект достигается еще и тем, что с ним обсуждают темы и модели поведения, о которых он сам не знал или на которые бы сам никогда не решился (интимные телесные контакты, «черные мессы» с жертвоприношениями и т. д.).
  2. Принуждение.  С этого момента на него начинают оказывать  давление, побуждая вступить в секту. Чтобы ускорить принятие решения, у него стараются возбудить дремлющий в каждом человеке страх перед болезнью, одиночеством и катастрофами. Ему могут задавать вопрос: «Мы так много сделали для тебя, что сделал ты? Ты столько вынес отсюда для себя, что ты принес?»

      Прекрасное настроение, любезные люди, чувство защищенности и, соответственно, страх вновь остаться одному, располагают к решению связать себя с этой  группой. Времени на раздумье и на сомнение не остается. Ловушка захлопывается, и часто удивительно быстро, причем нередко она связана с принятием на себя обязанностей и обрядом инициаций, например, новый член принимает духовное имя, дает обет перед всей группой и получает персональную мантру.

4. Зомбирование. После такого решения новому члену сообщается легко усвояемая информация об учении секты, по большей части, в процессе интенсивной работы на неё. Часто остается мало времени на сон и еду. Новый член оказывается на самой низшей ступени иерархии и должен быть готов выполнять любую работу, чтобы как можно быстрее взойти по  ступеням истинного познания.

      Общение с коллегами, детьми, друзьями или родственниками становится всё слабее, Часто без объяснения причин прерывается учеба. Жизнь в секте и изучение её идеологии постепенно занимают всего человека. Пропасть между мирком секты  и внешним миром становится всё глубже.

А чтобы избежать вовлечения в секту, специалисты по сектологии предлагают несколько простых правил.

а)  Перед любым контактом с какой – либо мировоззренческой группой попытайтесь навести о ней справки. Во что там верят, что обещают? Кто руководит группой, что ожидают от Вас? Читайте прессу, особенно церковную,  и загляните в публикации по этой тематике, их немало, проконсультируйтесь с приходским священником. 

 

б)  Никогда не давайте своего адреса и телефона. Секты действуют очень настойчиво.

 

в)  Личные документы храните только у себя. Никогда не давайте их посторонним лицам.

 

г)  В случае заболевания или психического расстройства обратитесь к врачу специалисту. Не прибегайте к парапсихологии, экстрасенсорным способам лечения и альтернативной терапии, не  рискуйте лечиться у целителей.

 

д)  Не сообщайте никакой информации  о членах своей семьи или других лицах. Любые сведения могут быть использованы для вербовки этих людей  (Joachim Keden – Ursula Gehentges. Sekten, Geister, Wunderheiler. Neukirchen –Vluyn, 1995. S. 21-23; 122-123).  

 

    

  1. Дворкин А. Указ. соч. С. 194 – 210.
  2.  По материалам книги иеромонаха Анатолия (Берестова) Духовные основы наркомании. М., 2002. С. 55-63.

С данными отца Анатолия вполне совпадают и  наблюдения западных специалистов, которые констатируют  использование наркотиков в так называемых новых альтернативных формах духовности:

«Потребление наркотиков в качестве альтернативного опыта бытия  вызвало к жизни попытки использовать их для расширения горизонтов сознания и обретения новой целостной духовности. Первыми попробовали сделать это в пятидесятые и  шестидесятые годы (20-го века) –  А. Хаксли, Битники и Т. Лиери.  Вслед за ними М. Фергусон увидел в наркотиках  возможность  для многих…  плавно восходить от LSD (вид наркотика) к Дзен – буддизму, от LSD к индийской мистике, от псилоцибина к Психосинтезу» Ferguson, 101).  Представители «Трансперсональной психологии» вначале тоже использовали LSD, но затем перешли к так называемой «гипервентиляции» (S. Grof). Наркотики активно используются и в современных шаманских культах…

Благодаря развитию химико-фармацевтических исследований в лабораториях и промышленности, спектр субстанций значительно расширился. К растительным субстанциям, с относительно слабой  концентрацией, таким так конопля, мескалин, кока и опиум прибавились высокоэффективные субстанции на полусинтетической (героин) и синтетической основе (искусственные наркотики), действие который трудно контролировать. Одновременно возникла целая международная сеть по производству и продаже наркотиков,...и потому потребление наркотиков в промышленно развитых странах становится  значительной социальной проблемой… и тре6ует взаимодействия медицины, психологии, педагогики, социологии и  пастырского душепопечения» (Hans Gasper/ Joachim Mueller/ Friederike Valentin. Lexikon der Sekten, Sondergruppen und Weltanschauungen. Freiburg-Basel-Wien, 1995. S. 187-188).

 

В книге «Оргия гуманизма. Жизненные ценности и глобализация» опубликовано  интервью с главным детским наркологом Минздрава России А. В. Надеждиным, которое как бы продолжает эту тему. Приведем фрагмент о проблеме легализации наркотиков, которая, как ему кажется, связана с политическими процессами в современном мире:  

«…Я склонен видеть сознательное внедрение наркомании и наркоманической философии в молодежную субкультуру. Изначально это, действительно, шло к нам с Запада, а затем поддерживалось определенными кругами внутри нашей страны…Зачем? На мой взгляд, в основе борьбы за легализацию наркотиков лежит стремление изменить менталитет народа, чтобы потом с ним было легче справиться. Ведь недаром разные народы традиционно, веками употребляют те или иные психоактивные вещества. Вероятно, это связано со строем их души, с национальным характером и оказывает определенное воздействие на формирование характера. Когда-то известный русский историк Сергей Михайлович Соловьев писал о влиянии ландшафта на душу народа. Я думаю, нечто подобное можно сказать и о психоактивном веществе, которое употребляется в той или иной культуре. Поэтому попытки убрать или вытеснить традиционные психоактивные вещества новыми -, а как правило, это бывают наркотики – в значительной степени направлены на изменение менталитета. Приведу один пример. Я вполне могу представить себе выпивших русских людей, идущих в атаку (хотя я, вообще-то противник пьянства), но совершенно не представляю курильщиков марихуаны в роли защитников Родины…

Глобальному обществу будущего нужны послушные члены…После Второй мировой войны неоднократно предпринимались попытки найти  такой психоактив, который не только физически, но и душевно держал бы людей в подчинении. В ряде стран уже поставлены массовые эксперименты. Например, крупнейшим полигоном является  Голландия. Там, ведь, легализована не только марихуана. Об этом не принято говорить, но в Голландии узаконена целая группа психоактивных веществ: и различные галлюциногенные растительные вещества, и психостимулирующие композиции типа «экстази»… В  Голландии не все «за». Официальные голландские исследовательские центры, которые категорически выступают против легализации наркотиков, регулярно печатают доклады, дают вопиющие цифры, но…практически не имеют выхода на международную арену. Им не удается донести свою точку зрения до международной общественности. И Министерство здравоохранения Голландии крайне негативно настроено, но почему-то его мнение не учитывается…

 

Корр.: А что считает по поводу наркотиков Государственная Дума?

 

А. Н.: Там позиция неоднозначна.  В  С П С довольно много депутатов выступает за легализацию наркотиков под лозунгом: «Человек свободен и сам должен решать, как ему жить!» а 26 июня прошлого года (2004), в день борьбы с наркотиками и наркобизнесом, лидер ЛДПР В. В. Жириновский, выступая на Первой Международной конференции, посвященной борьбе с наркомафией, прямо взывал к легализации наркотиков. Интересно, не правда ли?…» (Медведева И., Шишева Т. Оргия гуманизма. Жизненные ценности и глобализация. М., 2005. С. 188-200).

 

И, наконец, что может наркоманам предложить Церковь. Приведу мнение диакона Андрея Кураева, которое, в общем, отражает церковный взгляд на эту проблему:

 

«Одно нужно: вера. Чтобы человек оторвался от наркотиков, ему нужна сверхмотивация. Именно поэтому светские методики реабилитации недостаточно эффективны. Мотивы, которые они предлагают, слишком слабы. Вылечиться, чтобы жить. А зачем жить и как?…Чтобы каждое утро на работу ездить, а по вечерам с семьей собачиться? Снова окунуться в мир попсы? Но это слишком недостаточный стимул, чтобы покинуть пределы той феерической матрицы, в которой живет наркоман.

У Церкви же есть свой мотив, который очень убедителен для многих людей. Оказывается, «напиться до чертиков» - это больше, чем идиома. Тысячи наркоманов напиваются и накалываются до «видиков», в которых начинают видеть чертиков. Я помню, музыкант Александр Барыкин мне рассказывал, что сам прошел через всё это – популярность, головокружение от успеха, наркотики, модная йога. А однажды просто понял, что нирвана – это реальность, черный зев небытия. И бросился к Православию в поисках защиты…

Многие люди сначала видят черную подоснову духовного мира – то, с чем боролся Христос. И после этого понимают: дурь надо победить не для того, чтобы «затем добиться успехов в труде и личной жизни». А потому, что смерть под дурью – это путь к такому ужасу, о котором ничего не знают люди неверующие и трезвые…

Если же человек понимает, что навсегда разрушить тело можно, а душу – нельзя, что в полуразрушенном состоянии душа будет влачиться из вечности  в вечность, - вот тогда у него и возникает та самая сверхмотивация в борьбе за душу» (Кураев Андрей, диакон. Ответы молодым. Саратов, 2005. 263-264).      

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: СТАТЬИ | Добавил: defaultNick (29.01.2016)
Просмотров: 1889 | Теги: беседы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024