Категории раздела

СТАТЬИ [17]

Облако тегов

Вход на сайт

Поиск

Взаимопомощь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Святой апостол Фома  Вторник, 21.05.2024, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSS

«Братство в честь  Святого апостола Фомы»                                    

Речицкое благочиние  Гомельская и Жлобинская епархия              

 БПЦ     Храм Покрова Пресвятой Богородицы.                                    

                              //rechica-foma.ucoz.com

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ

Священное Писание и Церковь о пьянстве.

Я думаю, что всем нам будет полезно узнать, что о пьянстве говорит Священное Писание и церковная традиция.  

С вином человечество знакомо, оказывается, уже очень давно. В государственном музее Грузии хранится оригинальная глиняная посуда Квеври. Ей 8 000 лет, она украшена орнаментом и предназначалась для хранения вина. Ботаники, и вправду, считают территорию нынешней Грузии и Армении родиной винограда. У древних народов Востока вино органично входило в их культуру и пользовалось большим уважением как целебный напиток. Принцип здесь был такой: «Надо знать меру. Не вино виновато, а тот, кто им злоупотребляет». В древности любили говорить: « Не презирай вина, но презирай пьянство» (1).

Священное Писание, в общем, придерживается этого же правила. В нем много говорится о вреде пристрастия к вину. Вот несколько характерных примеров. 

Впервые о вине рассказывается в истории библейского праведника Ноя: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем» (Быт. 9. 20-21) .

Ной опьянел, потому что не знал его хмельного свойства, и сколько его можно пить (2). Святой Иоанн Златоуст (+407) обращает здесь внимание на один интересный момент. Ошибки даже праведников являются для нас предостережением против самоуверенности. «Для того, - говорит он, - и описаны не только добродетели святых, но и прегрешения, чтобы мы последних избегали, а первым подражали… Не так, ведь, преступно грешить, как закосневать в грехе» (3).

А вот в книге, которая называется Притчи царя Соломона, мы уже встречаемся с пьянством, как безобразным пороком:

«У кого вой? У кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, которые сидят за вином… Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше; впоследствии, как змей, оно укусит и ужалит как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное (Притч. 23, 29-34).

Очень красочно описывает действие вина и другой ветхозаветный сборник афоризмов «Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова»: «Не храбрись против вина, ибо многих погубило вино…Горесть для души, когда пьют его много, при раздражении и ссоре…вино увеличивает ярость неразумного до преткновения, умаляя крепость его и причиняя раны» (Сир. 31. 29,34-35).

А талантливый проповедник конца 17-начала 18 века святитель Димитрий Ростовский (+1709)  образно представляет пьянство в виде виноградной лозы, с которой можно снять только десять горьких гроздьев. Тут – все учение Церкви о пьянстве.

Первая гроздь – помрачение ума, потемнение рассудка и потеря сознания. Винные пары поднимаются в голову, действуют на мозг и возмущают ум. Поэтому многие и не помнят, что они делают. Над ними исполняется сказанное в Писании: «Били меня, и мне не было больно, толкали меня, и я не чувствовал» (Притч. 23, 35).

Вторая гроздь – бесстыдство. Пьяный никого не стыдится. Его уста бывают похожи на скотское стойло, полное смрадной нечистоты, а язык – лопате, которой эту нечистоту выбрасывают. Все по Евангелию: «От избытка сердца говорят уста».

Третья гроздь – несоблюдение тайны. Как обычно пьяному извергать пищу из желудка, так же обычно и открывать тайны.

Четвертая гроздь – возбуждение плотской похоти, почему апостол Павел и говорит: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство» (Еф. 5, 18).

Пятая гроздь – ярость, вражда, ссоры и драки вплоть до убийства.

Шестая вредная гроздь – повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, боли в желудке, стоны, преждевременная старость, уменьшение лет жизни и, наконец, несчастная смерть.

Седьмая гроздь – потеря имущества. Все по слову Священного Писания: «Работник, склонный к пьянству, не обогатится» (Сир. 19).  Случаи, когда люди из-за пьянства теряли всё и впадали в крайнюю нищету, известны всем. 

Восьмая горькая гроздь – утрата спасения. В пьянстве можно расточить не только материальное богатство, но и духовные сокровища, потому что пьяный способен на любой грех.

И прав апостол Павел, когда говорит: «Пьяницы Царства Божия не наследуют» (1. Кор. 6, 10).

Девятая желчная гроздь – гнев Божий. Нарушая нормы жизни, пьяница бросает вызов Божией любви и выбирает жизнь без Бога, Который и оставляет его. Для пророка Исаии продать свою вечную участь за страсть к  вину – просто безумие: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином, ибо вино сожжет их» (Ис. 5, 11). 

Отсюда и десятая самая горькая гроздь пьянства – окончательная погибель души. Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о своих грехах, потому что их ум трезв. А умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя и не осознает, что наступает его смерть, которой он вовсе и не ожидал.

И святой Димитрий заканчивает так: «Вот каковы гроздья этого пагубного винограда – пьянства. И хотя в начале на вкус они кажутся сладкими, но потом превращаются в горечь желчи и яд» (4).

Сказано так сильно, что, как говорится, не добавишь, и не убавишь. Остается только прислушаться, да поразмышлять.    

      

 

 

 

 

  1. Цветник духовный. Часть вторая. М., 1909. С. 139.
  2. Толковая Библия. Часть 1. Репринт. Стокгольм, 1987. С. 63.

               Приведем еще  несколько свидетельств из Священного Писания о пьянстве:

Пьянство запрещено:

Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством, и чтобы день тот не постиг вас внезапно (Лк. 21. 34).

Как днем будем вести себя, не предаваясь пьянству (Рим. 13, 13).

Говори то, что сообразно со здравым учением: чтобы старицы не предавались пьянству (Тит. 2, 1, 3);

Пьянство приводит:

 к бедности: кто любит веселие – обеднеет; а кто любит вино – не разбогатеет (Притч. 21, 17);

    пьяница обеднеет (23, 21).

 К распутству: не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18).

 К неправде: не царям пить вино, и не князьям – сикеру, чтобы, напившись, они не забыли закона и не превратили суда всех угнетаемых (Притч. 31, 4-5).

 К презрению дел Божиих: гусли и свирель и вино на пиршествах сынов Иуды, а на дела Господа не взирают и о деяниях рук Его е помышляют (Ис. 5, 12).

К  лишению неба: не обманывайтесь: ни пьяницы, ни злоречивые царства Божия е наследуют (1 Кор. 6, 10);  дела плоти известны, они суть: ссоры, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное: предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют (Еф. 5, 19-21);

избегайте общества пьяниц: не будь между упивающимися вином (Притч. 23, 20). – Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называя себя братом, остается пьяницей; с таким даже и не есть вместе (1 Кор. 5, 11).

Если раб тот начнет пить с пьяницами, - то придет господин раба того в день, в который не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 23, 48-51)» (Дьяченко Григорий, протоиерей. Духовные посевы. Часть третья. Глава 25. М.: Репринт, 1901. С. 376- 377).

 

  1. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. Книга первая. Беседы на книгу Бытия. Беседа 24. СПб, 1898. С. 295, 305.
  2. Цит. по: Дьяченко Григорий, протоиерей Уроки и примеры христианской любви. М., 1894. С. 278-279.

 

Посмотрите, с какой болью говорит о пьянстве святитель Василий Великий (+379) и как образно он описывает состояние пьяного человека:

«Вино стало у нас причиною погибели душ, вино, по дару Божию, данное целомудренным к облегчению в немощи, но сделавшееся ныне для похотливых оружием невоздержания. Пьянство – этот добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу, пьянство – матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие. Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок…

Чем отличен от бессловесных ты, человек? Не даром ли разума, который получив от своего Творца, стал  ты начальником и господином всей твари? Поэтому лишивший себя смысла опьянением «приложился к скотам несмысленным и уподобился им» (Пс. 48, 13).

А я сказал бы лучше, что упившийся несмысленнее скотов: потому что все четвероногие и звери в определенные сроки имеют стремление к совокуплению; но у кого душа связана пьянством и тело наполнено неестественным жаром, те во всякое время, во всякий час стремятся к нечистым и срамным объятиям…Какая скотина так недостаточно видит и…слышит, как упившийся ? самых близких не узнают, а к чужим нередко бегут, как  к знакомым. Часто прыгают через тень, как через ручей или ров. А слух у них наполнен звуками и шумом как бы бушующего моря. Им представляется, что земля поднимается вверх и горы идут кругом. Они иногда смеются неумолчно, а иногда беспокоятся и плачут безутешно; то дерзки и неустрашимы, то боязливы и робки. У них сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна, потому что жизнь их есть сновидение. У кого нет одежды, кому нечего есть в завтрашний день, в опьянении царствуют, предводительствуют войсками, строят города, делят деньги. Такими мечтаниями, таким обольщением наполняет сердца их кипящее в их вино.

Другие бывают приведены в противоположные этому страсти: впадают в отчаяние, делаются  унылы, беспокойны, слезливы, боятся всякого шума, от  всего приходят в ужас…

Но кто скажет это людям, преданным пьянству? Голова у них тяжела от опьянения, они дремлют, зевают, видят как в тумане, чувствуют тошноту. Потому не слушают учителей, которые во многих местах взывают им: «Не упивайтесь вином, ибо в нем блуд) (Еф. 5, 18), а не слушая их, поэтому собирают плоды пьянства» (Святитель Василий Великий. Творения. Т. 2. На упивающихся. Беседа 14. СПб.: Репринт, 1911. С. 204-207). 

 

К этой теме он возвращается не раз. Например, в «Толковании на пророка Исаию:

«Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином (Ис. 5, 11)…У евреев в обычае – называть сикером всякий напиток, которым можно произвести опьянение. Посему Пророк оплакивает тех, которые тотчас с наступлением дня по слову притчи « приходят отыскивать вина приправленного» (Притч. 23, 30) . Заглядывая в места винопродажи и в корчмы, принимая друг друга на вечеринки и на заботы о подобных вещах истощая всё душевное попечение. Они не уделяют себе ни малого времени на размышления о чудесах Божиих, не дают себе досуга смотреть на небо и на красоты его, чтобы по украшению всего этого заключит о «Виновнике бытия» (Прем. 13, 5)… Огонь, заключенный в вине, перейдя в тело, делается воспаляющим веществом для разжженных стрел врага; потому что вино потопляет собою и рассудок и ум, а похоти и сластолюбие воспламеняет как масло огонь…»  (Святитель Василий Великий. Творения. Т. 1. Толкование на пророка Исаию. Глава 5. СПб.: Репринт, 1911. С. 326-328).         

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Категория: СТАТЬИ | Добавил: defaultNick (29.01.2016)
Просмотров: 637 | Теги: беседы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2024