Категории раздела

СТАТЬИ [17]

Облако тегов

Вход на сайт

Поиск

Взаимопомощь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Святой апостол Фома  Суббота, 17.11.2018, 18:21
Приветствую Вас Гость | RSS

«Братство в честь  Святого апостола Фомы»                                    

Речицкое благочиние  Гомельская и Жлобинская епархия              

 БПЦ     Храм Покрова Пресвятой Богородицы.                                    

                              http://rechica-foma.ucoz.com

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » СТАТЬИ

Скверная привычка. О сквернословии.

Слово... Звук, живущий доли секунды, пропадающий в пространстве, или творческая деятельная сила?  Слово действует на мысли и сердца слушающий, побуждая их выражать свое отношение к обращенной речи. Известно множество случаев, когда мужественное слово укрепляло крепость боязливых, приветливое слово угашало ярость в гневливых, обличительное слово приводило к раскаянию ожесточенных преступников. И, однако мы, грешные люди, обходимся со словом так легкомысленно, небрежно: что у нас изменчивее и пользуется меньшим уважением, что мы бросаем повседневно подобно грязи, как не слово. Отчего часто случается: примечая за своими словами, за ходом разговора – мы начинаем дружески, а оканчиваем враждой. Причина такого вдруг (внезапного) изменения скрывается в оскорбительном обращении к собеседнику, выраженном в дерзких и бранных словах, которые и возмущают мир других, производят ссоры и драки, нередко оканчивающиеся убийством. Если человек грешный, раздражительный таким образом реагирует на оскорбительное слово, то какое наказание постигнет осмеливающегося произносить имя Божие в скверной привычке браниться?

"Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе..." (Еф. 4, 29), – учит святой апостол Павел, предостерегая от греховной привычки произносить ругательное или скверное слово. Не случайно апостол назвал эти слова "гнилыми", так как они умерщвляют всякое доброе чувство в человеке, соделывая его "приукрашенным гробом", от которого распространяется смердящий запах гниения. Глубоко заблуждаются те, которые говорят, что, употребляя то или другое ругательное слово, они ничего особенно дурного не делают: сказать  пошлое слово – это пустяки, побранить ближнего – не особенно большой грех.

Иногда оправдывают существование скверной привычки часто практической выгодой. Яркий пример этой точки зрения приведен в рассказе американского юмориста Марка Твена "Наброски праздного путешественника". Капитан Джонс, сообщается здесь, "был глубоко и искренне религиозен, но клялся и ругался как рыбная торговка. Он считал это вполне извинительным, так как матросы не поняли бы приказаний, не приправленных ругательствами". А не все понимают, какая беда для каждого из нас кроется в бранном ругательстве. Корни этого явления уходят в языческую древность. Люди дохристианской эпохи чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, употребляли бранные ругательства, демонстрируя свое непотребство. Подобное можно наблюдать в начале драки, когда противники, делая свирепую гримасу, кричат друг другу о своей жестокости, о своей гневливой невменяемости, о готовности совершить тот или иной гнусный поступок, то есть придают себе более скверности, чем есть на самом деле, – для страха или от страха. Таким образом, человек оказывался в общении с демоническими силами.

Особенно грешат те, которые оскорбляют ближнего "матерным" словом, то есть сквернословят. Сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху (Еф. 5, 4-5). "Матерным словом, – говорит Святитель Иоанн Златоуст, – оскорбляется священное имя матери. Первая Мать есть Пресвятая Богородица, наша общая Заступница; другая мать – та, которая в болезнях рождает нас и заботится о нашем воспитании; третья общая для всех матерь – земля, дающая всем нам по благословению Божию пищу, одежду и жилище".  А порок этот есть наследие языческое, пришедшее из религиозных культов Древнего Востока в честь Ваала, Астарты и прочих. Культ этот состоял в непотребных словах и действиях и сопровождался блудом развратом, а сами суть скверные слова и выражения служили обращением к срамным идолам. "А блуд и всякая нечистота.. не должны именоваться у вас..." (Еф. 5, 3), – настаивает святой апостол Павел. "Под речами неблагопристойными в собственном смысле можно разуметь говорение лишь о вещах греховных, например, о прелюбодеянии, блуде и тому подобном, ни в словах, коими в нас нравственный стыд вызывается за некоторые органы, ни в самых этих частях тела, ни в половом совокуплении брачной четы нет ничего такого, чем обозначалось бы в собственном смысле неприличное; половые же части человека составляют предметы стыда, а не позора. Непристойно, достойно стыда и срама и потому достойно наказания только противозаконное приведение в действо, потому что истинно непристоен лишь грех и его дела”(Св. Климент Александрийский).

От неблагопристойных речей должно не только самим воздерживаться, но строгостью взгляда, а часто и жестким словом набрасывать узду на уста тем, кто вдается в такие речи в присутствии женщин и детей. Оказавшись в присутствии сквернословящих товарищей и не имея возможности оставить их, должно переносить брань с терпением и ни в коем случае не осуждать произносящих скверную речь. Ведь виновником "матерной" брани является враг рода человеческого – диавол. Он однажды лишил человека рая своим коварством, обрекая его на страдания и смерть. благословение Божие, выраженное словами: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1,9), – сохраняет человечество, подверженное смерти и тлению, от совершенного вымирания.  Поэтому “ни на что так не нападает диавол, ничто так не хулит, не сквернит, ни над чем так не ругается, как над детородными членами мужчины и женщины”(Св. Прав. Иоанн Кронштадский). Оградиться от скверной брани, заграждающей грехом душу человека проникновением через слух, возможно только обращением к Богу в молитве и вниманием к слову Божию.

Вспомним, что словом, происходящим от верующего и любящего сердца, мы можем творить чудеса жизни для души своей и для душ других, например, на молитве, при богослужении, в проповедях при совершении таинств. "Братие, – обращается к пастве с отеческой заботой отец Иоанн Кронштадский, – дыорожите каждым словом,

будьте внимательны к каждому слову; будьте тверды в слове; будьте доверчивы к слову Божию и к слову святых человеков, как к слову жизни. Помните, что слово – начало жизни"[1].

 

[1] Цит. свободно. Св. прав. Иоанн Кронштадский. моя жизнь во Христе. т. 1, Репринт. изд. Балто-слав. общ-во. с. 196.

 

Категория: СТАТЬИ | Добавил: defaultNick (14.07.2016)
Просмотров: 139 | Теги: сквернословие | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Copyright MyCorp © 2018